ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО БАНКИ - Малознакомое дело
Остриков Максим
17 января 2013
Эксперт (Россия)
Основная задача государственно-частного партнерства в банковской сфере - поддержка инвестпроектов в реальном секторе экономики, при участии коммерческих кредитных организаций. Однако сегодня поволжские банки не спешат расставаться с деньгами, а потому настал момент для разработки четких механизмов для того, чтобы заинтересовать их в сотрудничестве с государством
Государственно-частное партнерство (ГЧП) в банковской сфере сейчас воспринимается в основном как вливание государственных средств для поддержки ликвидности кредитных организаций. Однако участие коммерческих банков в ГЧП подразумевает, что они будут проводниками как государственных средств в инвестпроекты, так и собственных вложений.
Такой вид сотрудничества только зарождается, и кредитные организации рассматривают его крайне неохотно, особенно в сегодняшних условиях. При подготовке данной статьи открыто прокомментировать ситуацию согласился представитель только одного банка. И отчасти это понятно: процентная маржа от финансирования проектов ГЧП мала по сравнению с инвестициями в другие отрасли, да и риски высокие. По результатам опроса кредитных организаций, проведенного Ассоциацией региональных банков России и Консалтинговой группой "Банки. Финансы. Инвестиции" в 2011 году, 27,8% опрошенных не принимали участия в региональных инвестпрограммах, а 13,9% и не планируют пока этого делать.
И все же уже сейчас в Поволжье есть ряд примеров, когда банки и власти пытаются найти точки соприкосновения.
Возьмут на буксир
Кредитным организациям государство выделяет значительные средства - таким образом, идет их наполнение ликвидностью при одновременной санации сектора. Примеры такой "зачистки" на региональном уровне уже есть: сейчас в Самарской области рассматривается вопрос проблемного Потенциал-банка, который может быть приобретен местной "Солидарностью". А в Нижегородской области представители регионального правительства и главного управления Центробанка РФ обратились к руководству Саровбизнесбанка с просьбой о перекредитовании части портфеля Нижегородпромстройбанка - тот испытывал проблемы с платежами. По словам некоторых представителей кредитных организаций, которые согласились дать комментарии на условиях анонимности, такое поглощение, при поддержке государства на местном уровне, может стать тенденцией. Это, несомненно, приведет к оздоровлению регионального банковского сектора и поможет найти средства для выполнения обязательств перед клиентами - физическими и юридическими лицами.
В поисках путей сотрудничества
Основной тенденцией развития ГЧП в банковской сфере станет поиск ресурсов для финансирования проектов не за пределами страны, а внутри нее. Пока оно идет больше за счет государственных средств, так как у коммерческих банков их еще недостаточно.
Но схемы взаимодействия пока не всегда работают. Так, Инвестиционно-венчурный фонд (ИВФ) Татарстана (структура республиканского правительства) предлагал местным банкам сотрудничество по кредитованию проектов в сфере малого и среднего бизнеса (МСБ) на следующих условиях: ИВФ открывал в банках трехлетние депозиты на общую сумму 250 млн рублей под 1% годовых, а уже по ставке 11% годовых банки-партнеры должны были кредитовать МСБ. Сегодня такие условия для кредитных организаций неприемлемы.
Как рассказал журналу "Эксперт Волга" директор аналитического департамента ФК "Открытие" (Москва) Халиль Шехмаметьев, существенной проблемой в данном случае является риск. "В настоящее время NIM (чистая процентная маржа - показатель прибыльности. - Прим. ред.) у банков колеблется в довольно широком диапазоне - от 5 до 14%. В предложенном варианте NIM составит менее 7%, без учета риска невозврата кредита. Если возникнут проблемы с погашением долга, то рентабельность операции падает. Таким образом, государство должно брать на себя часть рисков, а не ограничиваться только предложением денег, считает эксперт.
Впрочем, есть и другие примеры отношений чиновников и финансистов. Правительство Марий Эл компенсирует часть процентных ставок по привлекаемым предприятиями кредитам на развитие производства. А региональные власти Республики Татарстан выкупают 25% + 1 акцию Татфондбанка (Казань) - за счет проведенной кредитной организацией доп-эмиссии. Полученные средства банк направит на поддержку реальных отраслей экономики республики. Однако приведенные примеры являются скорее полумерами, на которые идут вынужденно.
Привлечь рублем
Есть и полностью рыночный механизм поступления госсредств на банковский микроуровень - рефинансирование под обеспечение кредитными требованиями. Так, в октябре 2011 года несколько нижегородских банков подали в Центробанк РФ кредитные заявки на общую сумму около одного млрд рублей под залог ценных бумаг и кредитных портфелей. Однако сейчас предпочтение при государственном рефинансировании отдается поддержке реального сектора экономики, а большинство банков кредитовало покупку недвижимости, земельных участков, спекулятивных проектов и т.д. Теперь стиль работы придется менять, если они рассчитывают на получение государственных средств. И все же бизнес, по мнению многих экспертов рынка, справится более успешно с освоением бюджетных средств для финансирования реального сектора экономики.
У властных структур и без того много задач, а банки - профильные организации. Но средства на реализацию инвестпроектов и санацию банковского сектора все же должны выделяться государством на длительные сроки и по щадящим процентным ставкам.
|