По мере быстрого развития национальной экономики динамично возрастает спрос на полезные ископаемые, обостряется дефицит некоторых основных видов ископаемых, импорт которых увеличивается из года в год. В Китай приходится ввозить 40% от объема потребления меди, 30% от объема потребления нефти и 90% от объема потребления калийных солей. Среди 16 самых дефицитных видов полезных ископаемых, нехватка которых ощущается в стране, первые места занимают нефть, природный газ, а также медь и хром. Наряду с этим сокращаются разведанные запасы вольфрама в связи с чрезмерным их освоением.
По итогам 2006г. объем потребления золота в Китае оценочно составил 350 т. Повышение цены на золото в определенной степени сдерживало рост спроса на ювелирные изделия из золота; тем не менее, продолжали пользоваться большим спросом золотые слитки. По предварительным подсчетам, их доля в общем объеме потребления золота составляет 15%.
В стоимостном выражении производство в мире листового стекла, а также продукции с высокой добавленной стоимостью (многослойное стекло, закаленное, огнеупорное, с изоляционными покрытиями, зеркальное) в 2013г. оценивается в 57,5 млрд. долл. США. В 2013г. выпуск листового стекла в мире, по прогнозу, превысит 57 млн.т., в т.ч. высококачественного стекла - почти 50 млн. Листовое стекло низкого качества производится в основном в Китае и в меньшей степени - в России. Учитывая динамичное развитие строительной индустрии в мире, среднегодовые темпы роста потребления плоского стекла в этой сфере до 2013г. могут превысить 4,7% (что составит 35 млрд. долл. США).
Статус экономики: сырьевая, обрабатывающая, аграрная.
Источник: http://forum.chuguev.net/index.php?showtopic=2789
КФР.
1. Китай
производит почти
30% мирового производства
химических удобрений, одновременно
потребляет 35% от общего объема мирового потребления, вследствие чего занимает первое место в мире по производству и потреблению. За январь-сентябрь 2006г. объем
импорта химудобрений в Китае составил
7,7 млн.т., объем
экспорта -
3,4 млн.т.
В последние годы в Китае быстрыми темпами развивалось
производство пластмасс. Согласно данным Государственного статистического управления КНР, в отрасли насчитывается
60 тыс. предприятий, стоимость их годовой продукции достигла
380,3 млрд. юаней. По объему производства пластмассовых изделий Китай занимает
второе место в мире.
Китай также занимает
второе место в мире после США по объему выпуска
сырьевых ядохимикатов. В 2006г. 399 видов ядохимикатов общей стоимостью
1,9 млрд. долл. США
экспортированы из Китая
в 163 страны и региона мира, включая ЕС, США, Японию, Южную Америку.
В стране действуют 2600 предприятий по выпуску сырьевых ядохимикатов, совокупная производственная мощность которых приближается к
1,2 млн.т. в год. Для содействия охране окружающей среды Китай намерен приступить к взиманию издержек на обработку сточных вод и мусора в городах и постепенно повышать уровень тарифов, руководствуясь принципом <кто загрязняет - тот оплачивает>. Взимаемые средства будут направляться на строительство водоочистных заводов.
2. Китай занимает
первое место в мире по
запасам
редкоземельных ресурсов. Однако при этом добычей и производством редкоземельных металлов в Китае занимается почти
100 предприятий, разбросанных по всей стране. Нерациональное использование и значительное потребление редкоземельных ресурсов
наносят стране серьезный
ущерб. Специалисты бьют в набат, призывая к введению экстренных мер по охране, подсчитав, что с учетом требований охраны окружающей среды, себестоимости разработки и других факторов, в Китае располагается
27 млн.т. неразработанных промышленных запасов редкоземельных металлов. Это составляет
31% общемировых промышленных запасов. Однако среднедушевой уровень запасов ставит Китай в число стран, бедных редкоземельными металлами.
3. Китай -
лидер по экспорту
стального проката. В 2006г. объем его
экспорта составил
43 млн.т., увеличившись на 109,6% по сравнению с 2005г., объем
импорта -
18,51 млн.т. (снижение на 28,3%).
В 2006г. объемы производства грубой стали и
чугуна в Китае составили соответственно
33,79 (418,78 млн.т. при увеличении на 18,48% с уровня 2005г.) и
46,6% (404,17 млн.т. (19,78%))
мировых показателей.
В 2013г. производство стали в Китае, согласно прогнозу Китайского института планирования черной металлургии, достигнет
520 млн.т., что
на 100 млн. больше, чем в 2006г.
В 2006г.
прибыль отрасли
черной металлургии воз
росла по сравнению с 2005 годом
на 30% (169,95 млрд. юаней), что стало лучшим показателем за всю историю существования.
4. В числе основных факторов, влияющих на положение Китая на мировом рынке
глинозема, является наличие значительных мощностей по его выпуску
. Избыток предложения этого сырья сохранится в течение ближайших двух лет, и его цены будут оставаться на сравнительно низком уровне.
Китай располагает ресурсами бокситов
низкого
качества, он будет продолжать их импортировать в большом количестве для удовлетворения потребностей быстро развивающейся глиноземной промышленности. Для переработки низкосортных бокситов возрастает расход каустической соды и требуется высокая температура, что ведет к
росту
издержек производства.
В 2006г.
цены глинозема металлургического сорта на рынке разовых сделок
понизились до 200 долл. США/т, т.е. до уровня, при котором производить его нерентабельно, и продуценты начали сокращать производство. Это привело к некоторому его подорожанию. При уровне цен в 200-225 долл. США/т они вновь будут вынуждены сокращать объем производства.
При этом в наиболее уязвимом положении находятся китайские продуценты. Торговля глиноземом в основном осуществляется по контрактам (средне- и долгосрочным), а на рынке разовых сделок реализуется лишь небольшая часть (6%). При этом цена рассчитывается на базе котировок алюминия на ЛБМ, и уровень годовых контрактных цен глинозема составляет 12-13% котировок алюминия на ЛБМ. Ожидают, что этот показатель повысится до 13,5%.
В 2006г. были введены в эксплуатацию
новые мощности по выпуску глинозема, в частности компаниями Comalco, Alunorte и китайскими фирмами. В наименее благоприятном положении оказались компании, поставляющие глинозем по разовым сделкам, а также те, кто заключил долгосрочные контракты в 2005г. по высоким ценам.
Избыток предложения глинозема на
мировом рынке в 2010г., по оценке Alcan Bauxite and Alumina, составит
1-1,5 млн.т. и только через 2-3г. ситуация изменится к лучшему и спрос будет соответствовать предложению при условии, что продуценты выведут из эксплуатации значительные мощности.
В 2006г. Китай
экспортировал
1,24 млн.т. алюминия, что на 74% больше показателя 2005г. Импорт подобной продукции вырос на 6% до 686 124 т.
В 2010г.
экспорт бесшовных труб из КНР, как ожидают, будет расширяться, поскольку их выпуск увеличивается быстрее, чем растет спрос на них на внутреннем рынке. В 2010-2011гг. в КНР предполагается ввести в действие новые мощности по выпуску бесшовных труб. В перспективе существует угроза того, что рост экспорта может привести к избыточному их предложению на мировом рынке. Учитывая это, продуценты в странах Запада сосредоточивают усилия на увеличении в общем производстве доли труб с более высокой добавленной стоимостью.
5. В 2020г. рыночная стоимость
фармацевтической промышленности Китая достигнет
120 млрд. долл. США. По этому показателю Китай выйдет на
второе место в мире, уступая лишь США.
Источник: http://www.photoregion.ru/details.php?image_id=9454
6. Биоиндустрия стала одной из
важнейших
сфер развития высоких технологий. В 2005г. в Китае добавленная стоимость биоиндустрии составила 200 млрд. юаней. В стране создано 7 государственных биологических баз.
В 2013г. добавленная
стоимость отрасли оценочно достигнет 500 млрд. юаней (
64,1 млрд. долл. США). Такой прогноз делает
госкомитет по делам развития и реформ Китая, вместе с рядом министерств разработавший <Программу развития биоиндустрии на период 11 пятилетки>, в которой намечены цели и методы ее развития. Более 10 правительств на уровне провинции также утвердили собственные программы развития в этой области.
ЭИТ. В Китае
проблема избыточных производственных
мощностей в металлургической сфере становится все более острой на фоне динамичного развития отрасли в последние годы. На
конец 2005г. китайские металлургические предприятия располагали мощностями для выплавки стали в
470 млн.т. в год. Если принять во внимание
строящиеся и запланированные новые мощности, способные давать
150 млн.т. стали ежегодно, ожидается дальнейшее
усугубление дисбаланса между предложением и спросом даже в условиях растущих потребностей.
В период 11 <пятилетки> (2006-10гг.) в стране
намечены к ликвидации отсталые чугунолитейные производства с общей годовой мощностью
100 млн.т.; до конца 2010г. планируется закрыть сталелитейные заводы общей годовой мощностью в 55 млн.т.
Иностранные
инвестиции в добывающий сектор экономики КНР по-прежнему остаются
на низком уровне, во многом вследствие неурегулированного законодательства страны. Специалисты отмечают, что на фоне быстро растущих инвестиций в перерабатывающие отрасли промышленности Китая дефицит иностранных инвестиций в добывающие отрасли может привести к дисбалансу во всей экономике страны. По данным Metal Bulletin Research,
из всего объема ежегодно затрачиваемых
в мире средств на
геологическую разведку на КНР приходится
менее 1%.
Многие западные компании теоретически не исключали своего возможного присутствия в горнодобывающем секторе китайской экономики, однако для этого центральному правительству Китая необходимо кардинально пересмотреть целый ряд законов, регулирующих потоки иностранных инвестиций.
В 2006г. федеральное правительство приняла серию
мер по контролю над инвестициями и предоставлению кредитов в отрасль. Они предусматривают
рост депозитов и процентных кредитных
ставок, контроль и
проверку вновь созданных
проектов, где инвестиции превышают 100 млн. юаней (12,7 млн. долл. США), а также
повышение цен на земельные
участки для промышленных нужд. Китайским продуцентам
при экспорте стальной продукции предоставляются налоговые
льготы.
Согласно действующему законодательству, все достаточно
крупные иностранные инвестиции (в 600 тыс. долл.) в горнодобывающую отрасль страны должны получить обязательное
одобрение в Пекине.
В результате масштабных
исследований земельных и природных
ресурсов в Китае были разведаны запасы ряда важных минеральных ресурсов. В стране открыт ряд новых месторождений
меди, их разведанные
запасы оцениваются в
28,68 млн. тонн.
Китай на 50%
увеличил финансирование работ по
разведке
полезных ископаемых - с 22,2 млрд. юаней в 2001г
. до 34,4 млрд. юаней
(4,4 млрд. долл. США) в 2005г. Только в 2005 году в стране были
открыты 169 новых месторождений со значимыми запасами. В общей сложности были обнаружены
747 крупных и средних месторождений, включая месторождения меди в Тибете, Юньнани и Синьцзяне. Как следствие эффективности инвестиций в январе-сентябре 2006г.
добыча угля
возросла на 11,7% по сравнению с аналогичным показателем 2005г. и достигла 1,47 млрд.т., сырой нефти - на 1,7% до 138 млн.т. Прирост производства кокса и добычи железных руд составил свыше 16 и 37% соответственно (200 млн. и 406 млн.т.).
Неуклонно углубляющаяся в Китае
реформа системы пользования недрами дала еще один результат: с 2006 года право на поиск и разведку полезных ископаемых начали предоставлять исключительно на платной основе.
ПФ. Крупнейшим
иностранным
инвестором в золотодобывающей отрасли Китая является компания
Sino Gold со штаб-квартирой в Сиднее. Sino Gold принадлежит
рудник Jianchaling в центральной части страны, который в 1998г. стал первым успешным примером иностранных инвестиций в золотодобычу Китая. За время эксплуатации здесь было
добыто почти
430 тыс. унц. золота.
Еще одним позитивным примером работы иностранной компании на территории КНР является фирма
Griffin Mining, которая готовит к освоению проект
Caijiaying по добыче цинковых
руд и золота в пров. Хэбэй. Griffin Mining зарегистрировала в Китае дочернюю компанию, которая получила все необходимые лицензии на проведение геологических исследований на территории провинции по новым, более <мягким>, законам, вступившим в силу в 1998г.
Источник: http://moscow.grandbaikal.ru/qa/202.php
Используя свои минеральные богатства, в последние годы
Гуанси принимал активные меры по развитию переработки полезных ископаемых. Этот автономный район стоит в первых рядах в мире по объему производства алюминиевой промышленности. Согласно плану,
к 2013г. в Гуанси годовые
мощности по производству окиси алюминия, электролитного алюминия и алюминиевого проката достигнут 5 млн., 1,5 млн. и 1 млн.т. соответственно. Таким образом, Гуанси
станет крупнейшей в стране базой алюминиевой промышленности.
В 2010г. в южно-китайской провинции
Гуандун планировалось инвестировать
15 млрд. долл. США (1 долл. США = 7,8 юаня) в строительство ведущих объектов. Так, в марте 2010г. в Шанхае началось
строительство крупной нефтехимической научно-исследовательской базы. В первую очередь проекта Китайской компанией нефтехимической промышленности (ККНП) будет вложено 340 млн. юаней (
43,87 млн. долл. США). По объему инвестиций база станет крупнейшим научно- исследовательским проектом ККНП.
В конце 2006 года официально началось
строительство завода по производству этилена Чжэньхайской нефтеперерабатывающей и химической компании (Zhenhai Refining and Chemical Co, Ltd) при Китайской нефтехимической корпорации (
Sinopec) мощностью 1 млн.т. этилена в год. Совокупные инвестиции в объект составляют 22 млрд. юаней или около
2,8 млрд. долл. США.
В 2003г. Управление полезных ископаемых пров.
Гуйчжоу, Китайская золотопромышленная корпорация и австралийская компания Сино Голд лимитед (Sino Gold Ltd.) создали
совместное китайско-австралийское предприятие по освоению месторождения
<Ланьнигоу>. В июне 2004г. объем иностранных инвестиций в освоение данного месторождения и в строительство рудника составил
100 млн. долл. США. В китайской отрасли добычи и производства золота это
крупнейший проект с участием иностранного капитала. В 2010г. объем золотодобычи здесь должен составить от 110 до
160 тыс. унций, а после того, как рудник заработает в полную силу, он станет крупнейшим золотодобывающим предприятием
в Азии.
Начавшееся строительство металлургического комбината
<Шоуган> в промышленном районе г. Таншань (пров.
Хэбэй) будет завершено к 2013г. Согласно проекту, занимающий площадь в 21 кв.км производственный комплекс будет оснащен двумя доменными печами емкостью по 5500 куб.м. каждая - третьими по величине в мире и самыми большими в Китае. Проектная
мощность нового завода составит
8,98 млн.т. чугуна, 9,7 млн.т. стали и 9,13 млн.т. стального
проката в год.
Действующий комбинат Шоуган, расположенный в 17 км к западу от центральной площади Тяньаньмэнь в Пекине, является одним из
крупнейших
источников
загрязнения в городе. В ходе проекта основные производственные мощности Шоуган переедут из Пекина на о-в Цаофэйдянь в Бохайском заливе Желтого моря в целях улучшения экологии столицы. По оценкам столичных природоохранных служб, благодаря выводу завода за пределы Пекина годовой объем загрязняющих веществ, <поглощаемых> жителями столицы, сократится на 18 тыс. тонн. Руководство Шоугана обещает, что новый комплекс будет соответствовать всем экологическим нормам и соблюдать все требования по объемам выброса в атмосферу двуокиси серы и иных веществ.
Связи с Россией. Китайская Norinco и российская Востек-Тверь, <дочка> производителя стекла
Востек, подписали контракт на
строительство стекольного завода в Тверской области стоимостью
123 млн. долл. США. В соответствии с документом предприятие годовой мощностью
160 тыс.т. листового полированного флоат-
стекла должно быть введено в эксплуатацию в 2012г. Совокупный
оборот предприятия составит
80 млн. долл. США в год. Предприятие обеспечит стеклом не только Тверскую область, но и соседние регионы, в т.ч. Москву.
Один из ведущих в России производителей стали Новолипецкий металлургический комбинат (
НЛМК) планирует подписать соглашение с крупнейшим китайским производителем
трансформаторов TBEA о долгосрочных поставках на
500 млн. долл. США. НЛМК планирует поставить ТВЕА 100 тыс.т. трансформаторной стали в 2010-11гг.
Трансформаторная сталь является одним из самых технологичных видов стальной продукции высоких переделов, спрос на которую растет не только в КНР, но и во всем мире.
Источник: http://www.mytravelworld.ru/chine/gallery.php
Справочно. Минкоммерции Китая
включает в себя 25 функциональных подразделений, среди которых:
1.
Договорно-правовое управление. Разрабатывает проекты законодательных актов по вопросам внутренней торговли, международного экономического сотрудничества, иностранных инвестиций; отвечает за работу по разработке международных торгово-экономических договоров, рассматривает и утверждает такие переговорные документы, как двусторонние и многосторонние торгово-экономические договоры и соглашения; готовит предложения по приведению законодательной базы Китая в торгово-экономической сфере в соответствие с международными многосторонними и двусторонними договорами и соглашениями; ведет многосторонние и двусторонние переговоры по правам интеллектуальной собственности; готовит предложения по внесению изменений во внутреннее законодательство, касающееся многосторонних и двусторонних соглашений по торговле и инвестициям; занимается административным судопроизводством Министерства.
2.
Азиатское управление.
3.
Управление Западной Азии и Африки.
4.
Европейское управление.
5.
Управление Америки и Океании. В
компетенцию выше
указанных четырех управлений входят: выработка стратегии развития торгово-экономического сотрудничества и соответствующей политики по отдельным странам (регионам), разработка средне - и долгосрочных планов развития; проведение двусторонних торгово-экономических переговоров, двусторонних совместных семинаров и заседаний; урегулирование основных вопросов, возникающих в торгово-экономических отношениях с отдельными странами (регионами); контроль за выполнением правительствами зарубежных государств двусторонних и многосторонних торгово-экономических соглашений, заключенных с Китаем, и организация консультаций, содействие предприятиям Китая в получении доступа на рынки других стран; руководство торгово-экономической деятельностью со странами, с которыми отсутствуют дипломатические отношения; осуществление диверсифицированной стратегии в отношении курируемых стран (регионов); руководство деятельностью торгово-экономических аппаратов Китая за рубежом, поддержание контактов с аккредитованными в КНР официальными торговыми представительствами зарубежных стран.
6.
Управление международных торгово-экономических отношений. Разрабатывает и реализует торгово-экономическую политику на многостороннем уровне, осуществляет отношения с многосторонними и региональными торгово-экономическими организациями; организует многосторонние переговоры по внешнеэкономическим и внешнеторговым вопросам, международной торговле услугами, международным договорам и соглашениям, координирует позицию китайской стороны на переговорах; осуществляет работу по подписанию многосторонних и двусторонних соглашений о свободной торговле; курирует вопросы осуществления технико-экономического сотрудничества ООН и других международных организаций с Китаем; контролирует сферу оказания Китаю безвозмездной помощи (за исключением безвозмездных выплат, осуществляемых в рамках проектов финансового сотрудничества); поддерживает контакты с торгово-экономическими представительствами Китая в ООН и других международных организациях, а также с представительствами международных многосторонних торгово-экономических организаций в Китае.
7. Управление
внешней торговли. Разрабатывает нормативные акты по контролю за экспортно-импортными товарами и перечни экспортно-импортных товаров, распределяет квоты и лицензии на экспорт и импорт; составляет и реализует годовые планы по квотам, тарифным квотам на экспортно-импортные товары; разрабатывает критерии и предоставляет статус предприятия, имеющего право ведения внешнеэкономической деятельности и статус предприятия, работающего в качестве агента в сфере международных грузовых перевозок; руководит организацией торговых выставок, переговоров и других мероприятий на территории Китая и за рубежом, разрабатывает соответствующие руководящие положения; направляет работу системы содействия международной торговле.
8.
Управление научно-технического развития и торговли технологиями. Разрабатывает политику и правила по торговле технологиями, а также по стимулированию экспорта технологий; реализует стратегию по торговле научно-технической продукцией; участвует в разработке перечней экспортируемой высокотехнологичной продукции, а также продукции, экспорт и импорт которой запрещен или ограничен; контролирует экспорт технологий и высокотехнологичной продукции, а также ввоз технологий; разрабатывает и проводит политику контроля за государственным экспортом; выдает экспортные лицензии, предотвращающие распространение технологий; координирует многостороннее и двустороннее промышленно-технологическое сотрудничество.
Источник: http://www.man.kg/?newsid=799
9.
Управление развития реформы в торговле. Разрабатывает современную стратегию развития обращения в сфере услуг, осуществляет планирование развития отрасли; проводит работу по оптимизации сферы обращения, углублению реформы механизма обращения, разрабатывает и реализует планы по внедрению таких современных форм обращения, как создание сетей магазинов, организация доставки товаров; способствует становлению и развитию рынков в городе и на селе; контролирует развитие отрасли общественного питания, жилищной сферы; на основании соответствующих положений осуществляет контроль за оборотом нефтепродуктов.
10.
Управление по контролю над иностранными
инвестициями. Изучает тенденции развития транснационального инвестирования и ситуацию с иностранными инвестициями в Китае, участвует в разработке средне - и долгосрочных планов по привлечению иностранных инвестиций; разрабатывает проекты законодательных актов по привлечению иностранных инвестиций, а также соответствующую политику и нормы управления; утверждает создание предприятий с иностранными инвестициями и изменение видов деятельности предприятий иностранного капитала в случаях превышения установленных государством предельных лимитов, ограничений по инвестициям, а также связанных с деятельностью по квотам и лицензиям; утверждает контракты, уставы, а также особо оговоренные законом важные изменения по крупным инвестиционным проектам; осуществляет контроль над соблюдением предприятиями с иностранными инвестициями соответствующих положений законов, норм, контрактов и уставов; осуществляет руководство и управление в масштабах страны работой по привлечению иностранных инвесторов, стимулированию инвестиций; регистрирует предприятия иностранного капитала, а также их экспортно-импортные операции; ведет статистический учет в сфере иностранных инвестиций; осуществляет общую координацию и руководство конкретной работой зон технико-экономического развития государственного значения, промышленным парком г.Сучжоу.
11.
Управление международного экономического
сотрудничества. Разрабатывает проекты законодательных актов, норм и правил, касающихся зарубежных инвестиций Китая, подрядных работ за рубежом, экспорта рабочей силы и прочих вопросов внешнеэкономического сотрудничества, в соответствии с законом осуществляет управление и контроль; утверждает создание китайскими компаниями предприятий с китайским капиталом за рубежом и статус предприятия, имеющего право на осуществление внешнеэкономического сотрудничества; ведет статистический учет в сфере прямых зарубежных инвестиций Китая.
12.
Управление по определению отраслевого
ущерба. Отвечает за определение и оценку отраслевого ущерба при введении антидемпинговых, антикомпенсационных и защитных мер; разрабатывает механизмы предупреждения отраслевого ущерба; направляет и координирует деятельность соответствующих ведомств и посреднических организаций по обеспечению отраслевой безопасности.
По материалам Полпред (Россия) 28 апреля 2011г. и 20 мая 2011г.