Финансовая система современности. Перспективы развития финансового мира.
 
Главная Мы предлагаем М.И.Л.И.Ф. Команда и контакты
 

§ Сербия


Республика Сербия

Республика Сербия входит в соста Сербии и Черногории (СиЧ). После провозглашения независимости Республики Черногории в июне 2006г. союзные органы бывшего государственного сообщества Сербии и Черногории были распущены, а Республика Сербия автоматически стала правопреемником бывшего сообщества.

Среди 14 стран региона по кумулятивному притоку прямых иностранных инвестиций СиЧ занимала только 10 место.
Джефферсоновский институт провел исследование на базе опроса сербских предпринимателей и руководителей, ориентированных на экспорт предприятий, которое показало, что недостаточная конкурентоспособность СиЧ связана с недостаточной опытностью бизнесменов (например, в области маркетинга), изолированностью сербских предприятий друг от друга, отсутствием доступа к кредитным ресурсам, спецификой внешнеторгового режима, в недостаточной степени защищающего отечественных производителей. Дополнительными сдерживающими факторами (для развития экспорта) являются: недостаточно развитая инфраструктура, технологическая отсталость, частые изменения в системе регулирования предпринимательской деятельности. Низкий курс динара в отдельных случаях служил поводом для недовольства (некоторых текстильных компаний): утверждалось, что из-за обесценения национальной валюты теряется часть доходов от экспорта. Эти респонденты
Статус экономики: невыражена, по некоторым характеристикам ориентирована на сырьевую и техноторнную.

КФР. Основными товарами экспорта Сербии являются: продукция черной металлургии (464 млн. долл. США), овощи и фрукты (245), цветные металлы (209), различная готовая продукция (191), резино-технические изделия (186), сахар (170) и одежда (169). Указанные позиции составляют более 44% совокупного экспорта Сербии.
Основными товарами импорта Сербии являются: нефть и нефтепродукты (1038 млн. долл. США), легковые и грузовые автомобили (842), промышленные станки общего назначения (672), специальные станки для отдельных промышленных областей (483), электрические машины и приборы (460), продукция черной металлургии (403) и газ природный (355). Указанные позиции составляют более 38% совокупного импорта Сербии.
По итогам 2004г. основными внешнеторговыми партнерами Сербии по объему товарооборота являются Германия (1873,9 млн. долл. США, удельный вес 12,6%), Российская Федерация (1558,8 млн. долл., соответственно 10,5%), Италия (1551,4 млн. долл., или 10,4%), Босния и Герцеговина (893,3 млн. долл. или 6%), Китай (526,1 млн. долл. или 3,6%), Франция (513,5 млн.д олл. или 3,5%), Словения (500,6 млн. долл. или 3,4%), США (466,8 млн. долл. или 3,2%), Венгрия (444 млн. долл. или 3%) и Македония (431,9 млн. долл. или 2,9%).
На долю указанных десяти крупнейших внешнеторговых партнеров Сербии приходится около 60% общего товарооборота.
Основными партнерами Сербии по импорту являются: Германия (1501,2 млн. долл., удельный вес 13,5%), Российская Федерация (1401,1 млн. долл., или 12,6%), Италия (1065,4 млн.долл., или 9,5%), Китай (524,6 млн.долл., или 4,7%), США (424,7 млн.долл., или 3,8%), Франция (357 млн.долл., или 3,2%), ЕС (345,6 млн.долл., или 3,1%), Словения (337 млн.долл., или 3%), Венгрия (320,7 млн.долл., или 2,9%) и Австрия (292,5 млн.долл., или 2,6%). На долю указанных десяти внешнеторговых партнеров приходится около 60% совокупного импорта Сербии.

ЭИТ. Принятый закон <О патентах> является первым законом в СиЧ, регулирующим правоотношения в сфере защиты интеллектуальной собственности, который полностью согласован с инспекторами ЕС. Закон устанавливает защиту прав лиц - обладателей европейского патента. Данные лица приравниваются к гражданам, получившим патент на территории СиЧ. Законом определен порядок и условия получения патента, субъекты и объекты данных правоотношений, срок действия патента, процедура его получения и др.
Важнейшее значение в развитии экспорта товаров из СиЧ в страны Балканского региона имеет создание зоны свободной торговли в рамках Юго-Восточной Европы и подписание семи государствами данного региона Меморандума о взаимопонимании в области либерализации торговли между государствами Юго-Восточной Европы, предусматривающего заключение двухсторонних Соглашений о свободной торговле.
Сербия и Черногория в 2004г. завершила подписание соответствующих соглашений о свободной торговле со странами ЮВЕ.
В целях привлечения иностранных инвестиций в экономику Сербии и поддержки предприятий, ориентированных на производство экспортной продукции (в т.ч. предприятий выпускающих машины и комплектное оборудование), а также для большего привлечения промышленных предприятий к участию в международной кооперации. парламентом Сербии было образовано Агентство по привлечению иностранных инвестиций и поддержки экспорта Республики Сербии (SIEPA).

Источник: http://crazy.werd.ru/2010/08/22/serbija_7_foto.php

В целях поддержки и стимулирования экспортеров Сербии, начиная с 2002г. действует Закон об образовании Фонда страхования и финансирования внешнеторговых операций. Основными целями Фонда являются:
- создание необходимых условий для экспортеров в целях защиты от некоммерческих и коммерческих рисков;
- финансирование экспортных контрактов;
- избежание рисков неплатежей со стороны импортеров;
- стимулирование сербских предприятий.
В 2004г. правительством Сербии осуществлен процесс формирования отраслевых исполнительных органов-агентств. Указанные органы созданы на основании отраслевых законов (закон <Об энергетике>, закон <Об Агентстве по приватизации> и др.) и осуществляют деятельность в соответствии с уставами. Они являются автономными юридическими лицами, то есть функционально независимы от любого государственного органа и субъектов предпринимательской деятельности.
Средства для создания и работы агентств обеспечиваются за счет доходов, получаемых от вознаграждений за выдачу лицензий, а также за счет других доходов, получаемых при осуществлении деятельности, отнесенной к их компетенции, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Парламентом Сербии принят закон <О препятствовании столкновения интересов при осуществлении государственных полномочий>, регулирующий процесс осуществления государственными чиновниками своих полномочий, в части препятствования возникновения коррупции в государственных органах. Согласно упомянутому акту чиновник должен осуществлять свои полномочия так, чтобы государственные интересы не были поставлены в прямую зависимость от его личного интереса. В развитие этого направления деятельности парламентом Черногории принят закон <О конфликте интересов>, также регламентирующий нормы деятельности чиновника.

В 2004г. правительством Сербии реализовано 800 млн. долл. США донорской помощи, полученной от Евросоюза, из которых 290 млн. долл. США. получено безвозмездно, а остальная сумма - в виде льготных кредитов.

Вице-премьер правительства Сербии М. Лабус дал оценку объему иностранных инвестиций в экономику Сербии в 2004г. (оценочно 790 млн. долл. США), в которую до конца года должны войти доходы от приватизации нескольких крупных предприятий и одного банка, выставленных на тендерную продажу. В 2005г. оценочный объем прямых иностранных инвестиций составил около 1 млрд. долл. США.

Связи с Россией. Десятилетие существенный дисбаланс в торговле России с Сербией явился следствием долговременной экономической блокады страны, ее технологической отсталости, в результате чего многие позиции на российском товарном рынке были безвозвратно потеряны и их заняли другие конкуренты. Рост дисбаланса во взаимной торговле между нашими странами объясняется и ростом мировых цен на нефть и газ, учитывая, что в основном эти продукты импортируются Сербией из России. Основным путем уменьшения торгового дефицита между нашими странами является увеличение экспорта сербских товаров в Россию.
Пути решения этой задачи государственные и деловые круги Сербии видят в участии сербских компаний и предприятий в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых в России, организации презентаций экспортного потенциала сербских предприятий, особенно в регионах РФ.
С этой целью в 2006г. открыты 4 новые представительства Хозяйственной палаты Сербии (ХПС) в Оренбурге, Екатеринбурге, Краснодаре и Санкт-Петербурге.
В 2006г. сербские организации сохранили свою нишу на рынке строительных услуг на территории России - оценочно 200 млн. долл. США.
Одной из главных перспектив развития внешней торговли России с Сербией является дальнейшая либерализация взаимной торговли в рамках применяемого с 2001г. межправительственного Соглашения о свободной торговле между Россией и Союзной Республикой Югославией (Сербия - правопреемник СРЮ). Соглашением предусматривается постепенное сокращение перечней товаров, подпадающих под изъятия из режима свободной торговли, вплоть до полной ее либерализации. Сокращение указанных списков возможно только после ратификации соглашения Госдумой РФ.
Сокращение списков изъятий из Соглашения о свободной торговле между Россией и Сербией, в т.ч. на экспорт российских автомобилей <Лада>, <Калина>, <Нива>, <Газель>, <УАЗ>, <Камаз> и др. обеспечило бы их беспошлинные поставки в Сербию и увеличение объемов российского несырьевого экспорта. Сербская сторона ратифицировала указанное Соглашение 10 мая 2001г. Соглашение вновь проходит процедуру межведомственного согласования с последующим рассмотрением правительством России и внесением в госдуму. В ходе состоявшейся в Москве 13 декабря 2006г. встречи достигнута договоренность о ратификации соглашения российской стороной.
Объем товарооборота Российской Федерации с Республикой Сербией в 2006г. впервые за последние 15 лет составил 2,4 млрд. долл. США. Прирост составил 560 млн. долл. или 29,5%.
Импорт товаров из Сербии в Россию в 2006г. составил 311 млн. долл. США, что на 38,1% больше, чем в 2005г. Объем сербского экспорта в Россию занимает 5 место с удельным весом 4,8% в совокупном экспорте Сербии. Объем экспорта Сербии:
- в Италию составил 926 млн. долл. США (14,4%),
- Боснию и Герцеговину - 749 млн. долл. (11,6%),
- Германию - 637 млн. долл. (9,9%),
- в Черногорию - 616,3 млн. долл. (9,6%).

Источник: http://crazy.werd.ru/2010/08/22/serbija_7_foto.php

Справочно. При осуществлении деятельности банки обязаны сопоставлять объем осуществляемой деятельности с размером уставного капитала. Ежегодно до 15 июля банки обязаны предоставлять в НБС отчет о проделанной работе.
Также банки, осуществляющие деятельность на территории Сербия обязаны информировать НБС:
- об увеличении или уменьшении уставного капитала; об осуществлении новой эмиссии акций;
- об участии в уставном капитале банка других финансовых организаций и юридических лиц;
- о предоставлении крупного кредита; о продаже акций более 10% от уставного капитала банка;
- об открытии банком филиала или представительства в Сербии; об изменениях состава управляющих и надзорных органов.
Банки учреждаются в организационно-правовой форме акционерных обществ и несут ответственность по своим обязательствам в размере стоимости собственных акций. Учредители же несут риск в размере собственных вкладов в уставной капитал банка.
Документы, которые необходимо представить сербским компаниям для получения разрешения на осуществление банковской деятельности:
- договор о создании банка;
- заявление Учредителя об обязательстве внести уставной капитал на отдельный счет в НБС;
- доказательство, что имущественные средства внесены в уставной капитал банка;
- доказательство происхождения иностранного Учредителя и доказательство действия принципа <взаимности> в отношении граждан и юридических лиц;
- проект устава банка;
- проект решения о выпуске первой эмиссии акций банка;
- сведения об учредителях и их взаимных имущественных и организационных отношениях;
имена и рекомендации для предложенных членов правления банка и контрольный орган банка, со специальными полномочиями и специальной ответственностью в банке;
- бизнес-план на 5 лет и проект программы внешней политики банка на год, с момента основания банка;
- сведения о кадровом и техническом обеспечении банка для дальнейшего функционирования банка, в соответствии с договором и актом рабочей политики банка.
Для иностранных юрлиц, помимо перечисленных:
- информация об аудиторской проверке за 2 предыдущих года. уполномоченным аудитором;
- краткий обзор работы юрлица за 2 предыдущих года и план работы на текущий год;
- название и место нахождение банка, с которым работает указанное юрлицо, а также номер банковского счета в этом банке;
- любая другая документация, которую потребует НБС.
Для граждан Сербии или иностранных физлиц:
- автобиография, по соответствующей форме;
- сведения об имущественном состоянии, включая информацию о недвижимости, состоянии банковского счета (а также наименование и место нахождение банка), об участии в уставном капитале другого юрлица;
- справка из налоговых органов об отсутствии задолжности; любая другая документация, которую потребует НБС.
НБС обязан в срок до 60 дней от даты подачи документов оценить их соответствие действующему законодательству. Решение управляющего НБС окончательно. Банк становится юрлицом после внесения его в судебный реестр. Заявление о записи банка в судебный реестр подается в срок до 45 дней с даты положительного решения НБС.

Полпред (Россия) от 25 февраля 2011г. и от 21 июля 2011г.

Наши новости и издания

Март 2014
Начата работа над новой статьей А. Э. Баринова и М. Ю. Мостова, посвященная практике НФТ в разных странах мира, включая Австралию, Индонезию, Южную Корею, США, Великобританию и другие страны мира. Одновременно подходит к концу работа над совместной статьей А. Э. Баринова и О. В. Белой "О системах риск-менеджмента в области инвестиций и инвестиционных проектов в России: право, практика, перспективы". Статья будет завершена в конце этого года. и представлена в ряд российских и зарубежных экономических изданий.
 
Февраль 2014
Подготовлен черновой вариант книги А. Э. Баринова: "Прикладной риск-менеджмент при реализации инвестиционных проектов: право, практика, перспективы (PPP)". После авторской редакции книга будет представлена ряду российских и зарубежных издательств. Отдельные главы книги можно будет вскоре почитать в соответствующих разделах сайта.
 
Январь 2014
В журнале "Финансы и кредит" вышла статья А. Э. Баринова и М. Ю. Мостова "Об эффективности принимаемых на государственном уровне мер по внедрению новых финансовых технологий в систему экономического развития Российской Федерации". Статью можно почитать в одноименном журнале № 6, февральский выпуск.
 


Deprecated: Function set_magic_quotes_runtime() is deprecated in /home/u2949169/markets.ru/docs/190387f3f2d69abbd6688c23e3d5e2d079c756f2/linkfeed.php on line 296

Deprecated: Function set_magic_quotes_runtime() is deprecated in /home/u2949169/markets.ru/docs/190387f3f2d69abbd6688c23e3d5e2d079c756f2/linkfeed.php on line 304

Deprecated: Function set_magic_quotes_runtime() is deprecated in /home/u2949169/markets.ru/docs/190387f3f2d69abbd6688c23e3d5e2d079c756f2/linkfeed.php on line 296

Deprecated: Function set_magic_quotes_runtime() is deprecated in /home/u2949169/markets.ru/docs/190387f3f2d69abbd6688c23e3d5e2d079c756f2/linkfeed.php on line 304